Предметная съёмка не менее популярное направление в фотографии, чем, например, портретная, пейзажная или репортажная. Чаще всего этот жанр находит применение в рекламе. Но чтобы косметика привлекла внимание или техника из глянцевого журнала вызвала немедленное желание купить ее, для фотосъемки необходимо качественное оборудование.
Рациональность
приобретения отдельного объектива для предметной фотосъемки определяется
целями, а также результатом, который планируется достичь. Если требования к
снимкам относительно невысокие, можно вполне ограничиться возможностями
китового объектива, который часто
идёт в комплекте с камерой. Особенно, если фотографируете объекты не
миниатюрных размеров. Однако, если в планах серьезно заниматься предметной фотографией
на постоянной основе, естественно, имеет смысл подумать о специальном
оборудовании для своей камеры.
Очевидно, что выбор объективов очень широк, поэтому следует сразу исключить широкоугольные и зум-объективы. Используя широкоугольный объектив, вы столкнётесь с искажением размеров снимаемого объекта. Если фотографировать на зум-объектив, то в изображении будут шумы и хроматические аберрации. Более-менее могут подойти портретные объективы, но у них всё-таки иное предназначение. Портретники, как правило мягче, у них меньше цветопередачи и детализации.
Лучше всего остановиться на макрообъективах. Отличительная особенность таких объективов в том, что они способны фокусироваться на минимальных фокусных расстояниях, и чем ближе вы находитесь к объекту, тем больше вам удастся передать детализацию в изображении. Такие объективы обеспечивают исключительно качественные, контрастные и чёткие изображения при съёмке с минимального расстояния.
Основные преимущества, которые присущи макрообъективу по отношению к другим «стёклам» в предметной съёмке:
o изображение получается максимально детализированным;
o возможность фотографировать в масштабе 1:1;
o
резкая
и контрастная картинка.
При выборе объектива для предметной съёмки нужно руководствоваться правилом: основной фокус всегда должен быть на снимаемом предмете. С этим отлично справятся макрообъективы с фокусным расстоянием от 50-60 до 180 мм. Для кроп-камеры рекомендуемый показатель — в районе 50-60 мм, для полного кадра — 100 мм. Многие отдают предпочтение объективу с фокусным расстоянием 100 мм, поскольку в случае его использования предметы не искажаются. В данной статье речь пойдёт об объективе Tokina AT-X 100 mm F2.8 PRO D Macro. Я сам используюсь такое стекло и очень доволен получаемыми результатами.
Объектив Tokina AT-X M100 принадлежит к профессиональной линейке AT-X Pro, а это значит, что качество оптики и конструкции корпуса на высоком уровне. Очень надёжно изготовлен, покрытие его корпуса сильно напоминает старые профессиональные объективы от Nikon. Объектив имеет металлическую конструкцию байонета, корпус из прочного пластика с прорезиненным кольцом фокусировки, которое традиционно в линейке AT-X Pro является и переключателем режима фокусировки. Вес объектива составляет 540 грамм и работать с ним — одно удовольствие.
Передняя линза Tokina AT-X M100 F2.8 AF PRO D является подвижной (при желании можно использовать поляризационный фильтр). Съемку в масштабе 1:1 можно вести с расстояния около 12,5 см от передней линзы до плоскости фокусировки. Интересной особенностью этого объектива является так называемый «лимитер» — переключатель с двумя положениями, Full и Limit. Задача его состоит в ограничении минимальной дистанции фокусировки: в положении Full автофокус работает в диапазоне от минимальной дистанции до бесконечности, а в положении Limit вы можете ограничить диапазон только режимом Macro, либо наоборот — исключить этот диапазон при фокусировке, сократив тем самым затрачиваемое на фокусировку время.
Единственный недостаток данного объектива, это медленная скорость автофокусировки. Автофокус может иногда подтормаживать, в этом случае довольно громкий моторчик прокручивает «хобот» туда-сюда, а сам процесс занимает несколько секунд. Профессиональная предметная съёмка всегда осуществляется со штатива, поэтому скорость автофокусировки значения не имеет. При съемке со штатива к ручному фокусу быстро привыкаешь, плавный ход кольца позволяет не ошибиться при настройке фокуса. Даже большинство макрофотографов при съёмке также отдают предпочтение ручной фокусировке.
Получающаяся с объектива картинка способна удовлетворить даже самого придирчивого до зоны нерезкости портретного фотографа. Потому что Tokina AT-X M100 F2.8 AF PRO D дает исключительно приятное, мягкое размытие, которое оценят многие любители портретов. Это несвойственная для макрообъективов особенность: ТОП макро объектив Canon EF 100 mm f/2.8 USM хоть и обладает более быстрым автофокусом, но рисунок с него будет несколько хуже и скучнее.
Кроме того, Tokina AT-X M100 F2.8 AF PRO D великолепно работает с контровым светом: контраст в кадре высокий, да и цветопередача отменная. Помогает этому отчасти еще и утопленная в корпус передняя линза, которая позволяет добиваться отличной контрастной картинки в сложных условиях освещения даже без бленды. На прикрытых диафрагмах объектив становится очень резким. Резкость падает лишь при сильно закрытых диафрагмах из-за дифракции. Объектив имеет приятную цветопередачу, практически нулевую дисторсию и очень слабое виньетирование. Хроматические аберрации тоже очень малы.
Если вы находитесь в поисках качественного объектива для предметной съёмки или просто макрообъектива, то Tokina AT-X M100 F2.8 AF PRO D, безусловно, достойна того, чтобы пополнить ваш арсенал отличной оптики. Этот объектив практически лишен недостатков — он качественно собран и способен делать снимки, которые удовлетворят любого, даже самого требовательного фотографа. Причем не обязательно применять его именно для съёмки крупным планом. Любители съемки портретов оценят качество рисунка этого объектива в зоне нерезкости — боке у этой Tokina AT-X M100 достаточно мягкое. А в путешествии он вполне способен заменить телеобъектив умеренного теледиапазона, позволив акцентировать внимание на отдельных деталях.
Все выше представленные фотографии сняты на это стекло с небольшой естественной обработкой (кадрирование, небольшая чистка дефектов, микроконтраст, виньетирование, перевод из RAW в JPEG).
P.s: в дополнение хочу указать парочку ссылок, где можно более подробно ознакомиться с техническими характеристиками объектива Tokina AT-X M100 F2.8 AF PRO D Macro.
https://radojuva.com/2014/10/tokina-macro-100-f-2-8-d-at-x-pro/
prophotos.ru/reviews/15491-test-tokina-at-x-100mm-f2-8-pro-d-macro